Функциональная грамотность, ВПР

 

 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 

Составляющие функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 

 

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ СОШ № 557 Невского района Санкт-Петербурга на 2023-2024 учебный год


Банк заданий:

Открытые задания PISA на официальном сайте  федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»

Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ

Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»   

Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»

 

Ссылки на информационно-методические материалы

  1. Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
  2. Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
  3. Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru
  4. Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/
  5. Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA – https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA

 

Нормативно-правовые документы

 

  1. Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 №03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
  2. Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 №А3-581/31 "Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации"
  3. Письмо Минпросвещения России от 17.09.2021 №03-1526 "Об методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
  4. Распоряжение Комитета по образованию Правительтва Санкт-Петербурга от 15.08.2021 №2698-р "Об утврждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотнсти обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2021/2022 учебный год"
  5. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 01.12.2021 №3197-р "О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 №2598-р"
  6. Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2021 №03-28-9830/21-0-0 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
  7. Распоряжение Администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.09.2021 № 4673-р."о мерах по реализации распоряжения Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р"
  8. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2022 № 1936-р "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год".
  9. Письмо Комитета по образованию от 23.11.2022 № 03-28-10482/22-0-0 «О проведении мониторинга по оценке функциональной грамотности»
  10. Письмо руководителям ГБОУ Невского района Санкт-Петербурга от 28.10.2022 № 34-1 "Об исполнении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год
  11. План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2023/2024учебный год